Памятник наскального искусства на берегу р. Пегтымель — единственный в азиатской части России, расположенный за Полярным кругом — на западе Чукотки. Первые исследования осуществлены Н.Н. Диковым преимущественно в 1960-х годах, более поздние посещения показали высокий потенциал новых открытий. Полевые исследования экспедиции ИА РАН проводились с 2005 г. и позволили на участке Кайкуульского обрыва — обнажении правого берега р. Пегтымель — выявить около 350 скальных плоскостей с одиночными петроглифами, их группами, в том числе в разновременных палимпсестах, и композициями, сконцентрированными в 12 скоплениях.
Преобладают изображения северных оленей — одиночных и в стаде — с узкими мордами и характерной линией рогов, реже — других животных, в том числе медведей, волков, птиц. Несмотря на удаленность от побережья, изображались и обитатели моря: киты, касатки, лахтаки и др.
Художники наносили на скалы сложные композиции, больше всего создателей петроглифов интересовала охота. Чаще других повторяется сцена преследования на воде с байдар и каяков. Человек в небольшой одноместной лодке — каяке — бывает просто обозначен вертикальным штрихом, зато добыча порою непропорционально велика. Большинство таких изображений довольно статичны, но есть и подлинные шедевры, динамичные и эмоционально окрашенные композиции. Антропоморфные образы варьируют от схематичных до детализованных изображений с элементами костюма и вооружения, часто атрибутом мужчины-охотника служит двухлопастное весло.
Зафиксированы серии зооморфных и антропоморфных следов, от одиночных до образующих цепочку и заполняющих целые изобразительные плоскости.
Самые знаменитые антропоморфные персонажи Пегтымеля — разнообразные изображения женских фигур в грибообразных головных уборах и одетых в меховые комбинезоны-керкеры. Выявлены петроглифы, которые можно интерпретировать как изображения жилищ, так называемых челюстных домов, и других хозяйственных конструкций из костей кита.
Новые объекты обнаружены при обследовании участков, в том числе прикрытых кустарником, при расчистке от рыхлых отложений, от лишайника. Некоторые скальные обломки изменили первоначальное положение и «сползли» вниз по склону, три плиты даже оказались в воде. Деструкция скального массива привела к тому, что в обломках выявлены части некогда единых композиций на вертикальных скальных выходах. Многообразие стилей и технических приемов, наличие изображений как выполненных камнем, так и металлическими орудиями, патинированность и эродированность поверхности свидетельствуют о долговременной традиции почитания уникального священного места.
Дэвлет Е.Г.
Институт археологии РАН, Москва