Боголюбовский курганный могильник

Памятник находился в Новосергиевском районе Оренбургской области, впервые выявлен в 2001 г. Л.А. Краевой. По ее данным, могильник состоял из 11 курганов, расположенных по обе стороны грейдера Губовский — Кодяковка, в 2,8 км к юго-востоку от с. Боголюбовка. В 2008 г. во время осуществления ремонтных работ автодороги было разрушено шесть курганных насыпей. Перед началом исследований в 2011 г. сотрудниками археологической лаборатории Оренбургского государственного педагогического университета Л.В. Купцовой, Е.А. Крюковой, В.В. Трухановым при проведении повторного обследования территории памятника выявлено еще два кургана. Охранно-спасательные работы на Боголюбовском некрополе под руководством Н.Л. Моргуновой проведены в 2011 г., могильник раскопан полностью.

Памятник располагался на относительно ровной задернованной площадке высотой около 7 м, на первой надпойменной террасе левого берега р. Большой Уран, правого притока р. Самара (левый приток р. Волга). Курганы — земляные насыпи округлой в плане формы диаметром от 18 до 48 м и высотой от 0,4 до 1,3.

Могильник изучался комплексно: проведены палеопочвенные, палеоботанические, антропологические, остеологические исследования, технико-технологический анализ керамической коллекции памятника, радиоуглеродное датирование (всего получено 11 дат, находящихся в пределах XIX–XV вв. до н.э.).

Комплексная методика изучения Боголюбовского курганного могильника позволила получить разнообразную информацию, касающуюся исторического развития северо-восточной периферии Волго-Уральского региона в позднем бронзовом веке на территории, где происходили интенсивные контакты срубных и андроновских племен. Особенность некрополя — применение в его погребальном обряде сооружений из камня, что является локальной особенностью срубной культуры Предуралья. Таким образом, некрополь эпохи поздней бронзы содержал захоронения представителей срубной археологической культуры.

Выделено три этапа функционирования могильника. Определено, что качественные изменения в погребальном обряде и инвентаре, маркирующие каждый из этапов, происходили на фоне изменения климатических условий, а также в результате взаимодействия срубных коллективов с различными инокультурными племенами.

Моргунова Н.Л., Купцова Л.В.
Оренбургский государственный
педагогический университет