Наскальные изображения Шереметьево

 

Петроглифы расположены на правом берегу р. Уссури, в 140 км выше по течению от места ее слияния с р. Амур, между селами Шереметьево и Кедрово Вяземского района Хабаровского края. Это были первые наскальные изображения, описанные исследователями Приамурского края, упоминает их в 1859 г. Р.К. Маак, позднее его сведения использованы Н. Альфтаном, Ф.Ф. Буссе и Л.А. Кропоткиным. В 1959, 1968 и 1970 годах изучение Шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П. Окладникова, описано три пункта на скальных базальтовых обнажениях берега реки. В период с 2001 г. обнаружено еще пять пунктов с петроглифами на отдельно лежащих валунах, а также не известные ранее изображения в пределах второго пункта.

Ландшафт гористый, с мысовидными прирусловыми террасами, прорезанными глубокими оврагами, вплотную к скальным обнажениям подходит полоса густого широколиственного леса с преобладанием дубов, а на участках береговой полосы распространены заросли тальника. Помимо петроглифов в ближайшей округе известно 13 поселений и городищ, относящихся к эпохам
неолита, раннего железного века и средневековья.

Петроглифы Уссури и Нижнего Амура имеют стилистическую и сюжетную общность, что позволяет объединить их в единый ареал наскального искусства. Однако если традиция Сикачи-Аляна (на р. Амур) представлена преимущественно изображениями, нанесенными глубокими бороздками на прибрежные базальтовые валуны и существенно реже на вертикальные скальные выходы, то до недавнего времени петроглифы Шереметьево ассоциировались лишь с изображениями на отвесных скалах, ориентированных на р. Уссури. Систематические полевые обследования
с 2000-х годов позволили сделать ожидаемое открытие и выявить в прибрежной полосе и на надпойменной террасе отдельные валуны, декорированные личинами-масками, изображениями птиц, змей, тигриных следов, а также камень, подработанный в форме лягушки.

Для Шереметьево характерны изображения личин-масок, выбитых желобками, различающихся по абрису, деталям и особенностям оформления. Есть как весьма лаконичные подпрямо-угольные варианты, почти лишенные декора, но представлены также затейливые, детализованные и не повторяющиеся в своей вычурности индивидуальные личины.

Хронологически ранний пласт петроглифов может сопоставляться с древнейшими изображениями личин на дальневосточной керамике, позднее личины-маски остаются популярным мотивом, приобретая сложную орнаментальность. Уникально изображение двойной личины, асимметричное и тщательно проработанное. Тенденция к декоративности проявилась также в зооморфных профильных фигурах с проработанными «ребрами»; разнообразны изображения птиц: лебедей, воронов, гусей и пр. Несмотря на высокую степень индивидуальности можно говорить о единой стилистике, устойчивых предпочтениях, которые разделяли обитатели Амура и Уссури, что позволяет объединять эти (и некоторые другие памятники) в единую провинцию наскального искусства.

Дэвлет Е.Г.
Институт археологии РАН, Москва
Ласкин А.Р.
КГБУК «Научно-производственный центр
по охране и использованию памятников истории
и культуры Хабаровского края», Хабаровск